Жизнь не бывает без волшебства. Поэтому у каждого человека на Земле есть свой Добрый волшебник, который всегда поддержит, поможет советом. Теперь и у тебя, дорогой друг, есть возможность написать волшебнику, и он обязательно тебе ответит. Присылай письма и жди ответа от талантливого юноши, победителя шоу “Голос. Дети – 3” Данилы Плужникова.

109012, г. Москва, Новая площадь, дом 8, строение 1, офис 15.
rooidom@yandex.ru

via GIPHY

Уважаемый Александр Васильевич! Мне 14 лет. У меня проблемы со спиной. С первого класса была неправильная осанка. И сейчас, в 7-м классе, у меня кифосколиоз. Очень боюсь, что у меня будет горб. Как мне избежать этого? Я стараюсь держать спину прямо, но не получается – когда я держу спину прямо, она начинает болеть и устает. У меня даже есть корсет, ну все равно тяжело держать спину прямой. Помогите, пожалуйста!

А. В.: Я вообще-то не врач, но совет напрашивается: плавай побольше и вообще выполняй назначения врачей и рекомендации тренеров, не бойся боли и усталости. А если все же горб – и с ним можно быть человеком. Не комплексуй из-за горба сама, и окружающие о нем забудут.


Мне 10 лет. Я хочу задать Вам вопрос. Как Вы стали ученым с такой болезнью? Вы просто уникальный человек! Как Вы живете с такой болезнью и радуетесь жизни?

А. В.: Максим, я хотел полноценно жить, и мне в этом помогали и помогают те, кто меня любил и любит. И я стал тем, кем стал.


Моя главная проблема – заниженная самооценка. Если самой себе ставить оценку, то я ставлю себе 3, реже – 4. Я понимаю, что нужно это как-то исправлять, вот толь- ко не знаю, как. Мне очень нужен Ваш совет. Я не могу подойти к другим людям и спросить совета. Надеюсь на Вашу помощь.

А. В.: Я как-то никогда не был озабочен «самооценкой». Заниженная она там или завышенная, просто делай свое дело, и результат скажет сам за себя. Если результат не очень, надо искать и устранять ошибку, а не «оценивать себя». Проблема «самооценки» – ложная. Есть же время! Надо делом заниматься, а не копаться в себе.


Александр Васильевич! У меня куча комплексов, и как я ни пытаюсь, никак не получается избавиться от них. Я очень люблю петь, и вроде бы у меня это неплохо получается. Где-то месяц назад у меня была возможность спеть и, может быть, проложить дорогу в будущее, но из-за своих комплексов я не стала петь. Подскажите мне, пожалуйста, как можно бороться со своими комплексами.

А. В.: Надо прекратить пытаться избавиться от комплексов. Есть басня Эзопа о том, как древнегреческий герой, не то Геракл, не то Тезей, шел куда-то по своим геройским делам, и на дороге попался не то камешек, не то свернувшийся в клубок ежик. Герой попытался отпихнуть его ногой – не тут-то было. Предмет вырос вдвое. Герой схватился за палицу, чтобы убрать препятствие с дороги, но чем больше старался, тем предмет больше рос. Герой растерялся: что за диво дивное, чудо чудное? И тут перед ним предстала богиня Афина Паллада: «Это раздор! Чем больше обращаешь на него внимания, тем он больше! Так что не связывайся с ним, обойди сторонкой и продолжай свой путь». Так и с «комплексами». Чем больше с ними возишься, тем они больше, и они множатся, как в кривом зеркале. Поэтому лучше решить для себя раз и навсегда, что никаких комплексов у тебя нет. На самом деле «комплексы» – это просто отговорки, чтобы ничего не делать. Отговорки якобы от имени науки психологии. Надо жить, а не отговариваться от жизни выдуманными комплексами. Жизнь все равно возьмет свое, но дороже придется расплачиваться. Если надо переплыть реку – все равно переплывешь, никуда не денешься, никакими «комплексами» не отговоришься. Но рискуешь опоздать, упустить момент, самый благоприятный, чтобы переплыть без лишних хлопот.


Мы слышали на первом семинаре сообщение о том, что с детьми, которые не посещают школу, можно заниматься журналистикой. Где можно познакомиться с методическими рекомендациями к таким занятиям?
НАДЕЖДА ЛЕОНИДОВНА КУЛАКОВА. Член Союза журналистов России, член совета общероссийской общественной детской организации «Лига юных журналистов», директор региональной общественной организации «Творческое объединение «ЮНПРЕСС», редактор мультивидепортала ЮНПРЕСС, педагог дополнительного образования МБУ ДО «ОРБИТА» г. Королёв Московской области.

Медиауроки по журналистике

Уважаемые ребята! Если у вас нет возможности посещать школу, вы редко бываете на разных мероприятиях, в разных кружках, это не значит, что вы не можете найти себя в такой интересной профессии, как журналистика. Конечно, раньше нужно корреспонденту нужно было везде бывать самому, всё самому замечать, но сегодня очень много можно узнавать с помощью интернет, видеокамер. Но самое главное – вы можете писать о событиях обычной жизни, на которую о вечно спешащих людей не хватает времени, вы можете работать в аналитической журналистике – анализировать события и факты, сопоставлять мнения специалистов. И для этого общаться со своими собеседниками дистанционно.

А начинать нужно с самых обычных, информационных жанров. Я предлагаю вам первые уроки по журналистике. Если вам понравится такая форма работы – напишите нам на сайт, и тем, присылайте домашние задания. И тем, кому понравится работа, мы вышлем наши следующие уроки.

Урок 1. ИНФОРМАЦИЯ

Самый читаемый в журналистике жанр – информация (очень короткое сообщение о событии, отвечающее всего на 3 вопроса: Что произошло? Где произошло? Когда произошло?). Иногда такое сообщение укладывается в 2-3 предложения.

Для профессионального репортера самое главное – уметь замечать новость в обыденной жизни. Удивиться чему-то, мимо чего остальные проходят, не замечая.

Если нет такого врожденного чутья, над его развитием можно поработать. Для этого приходится освоить три метода получения информации.
1. Метод наблюдения (когда репортер сам наблюдает событие и сам описывает, что, где и когда произошло)
2. Метод интервью (когда репортер опрашивает свидетелей события, о котором от кого-то услышал, чтобы узнать: что конкретно, где и когда произошло)
3. Метод работы с документами (когда репортер изучает официальные документы, чтобы из них узнать, что, где и когда произошло).

В жизни эти методы дополняют друг друга (хотя бы частично).

Для наглядности разберем такой пример:

1) Репортер идет по улице и наблюдает, как происходит авария с автомобилем и пешеходами (метод наблюдения). Приходит в редакцию и пишет несколько строк в Хронику происшествий. На такой-то улице в такое-то время (например, рано утром из-за плохой видимости после ночного задымления из-за горящих торфяников) такая-то автомашина сбила такого-то пешехода. И чем закончилось – водитель вызвал скорую или лично оказал помощь, или сбежал, или, не дожидаясь ГАИ, повез пострадавшего в больницу+.)

2) Репортер идет по улице и видит толпу у машины. Он не видел, что произошло, и потому расспрашивает разных людей, что же было. Ему приходится опросить несколько человек, чтобы найти совпадающие ответы, иначе информация, рассказанная случайными людьми, может быть недостоверной (в тексте всё равно делает ссылку: по словам нескольких очевидцев). Или – берет интервью у сотрудника ГАИ, который уже произвел следственные действия, собрал все факты. Тогда материал идет со ссылкой на конкретного человека. (нельзя писать информацию по словам одной из заинтересованных сторон, нужно спросить еще чье-то мнение, но официальное лицо может быть одно) Вот тут и есть главное отличие жанра “интервью” – оно берется только у авторитетных собеседников, и в случае спорных вопросов их просят прочитать материал перед публикацией и подписать своей рукой, что текст согласован.

3) Репортер идет по улице и видит, что толпа уже расходится, ГАИ уже нет. Но случайно слышит, что произошла авария. Тогда ему приходится ехать в ГАИ и изучать протоколы. Свой материал он делает по официальным документам.

А в идеале репортер и наблюдает, и расспрашивает очевидцев и официальных лиц, и читает протоколы, но в результате всё равно пишет короткое сообщение (не более 5 предложений).

Но наша задача – научиться замечать новости в обычной жизни. Поэтому постарайтесь выполнить наши упражнения:

  1. На метод наблюдения: Понаблюдайте за своими знакомыми (членами семьи, соседями по дому) в течение дня и выясните, какое занятие у них самое популярное (сделайте подсчеты, сошлитесь на статистику, например, из 10 человек 10 (можно в процентах – гуляют с собакой (или играют в футбол, или сидят на лавочках, или занимаются уборкой квартиры, или что делают?) домашнее задание к следующему уроку, 5 – сплетничают, 3 – едят, 2 пишут смс-ки+) Возможно, у вас вообще занимаются чем-то другим, и вам удастся заметить и самое нетипичное занятие дня
  2. На метод интервью: Опросите по интернет или телефону 10 своих знакомых младшего возраста и выявите, например, какая у них любимая игрушка или любимый мультфильм. Сделайте подсчеты. (Возможно, удастся заметить что-то нетипичное для возраста).
  3. На метод работы с документами: Тут придется поизучать приказы, инструкции к разным приборам, лекарствам, предметам быта, рекламные проспекты, объявления в газетах и разыскать самое неожиданное, самое нестандартное сообщение за официальной подписью. Найти можно самое ценное для пользователя или читателя или, наоборот, самое нелепое.

На каждый метод нужно написать отдельную информацию. И прислать в редакцию подборку.

Урок 2. ЗАМЕТКА

Журналист – человек, прежде всего, неравнодушный. Ему до всего есть дело. Поэтому он обязательно замечает, что происходит вокруг него. Чему радуются или от чего страдают окружающие его люди. И главная для журналиста задача (а может быть, даже и потребность) – написать об этом взволновавшем его факте. То есть придать ему общественное звучание.

Например, можно с удовольствием наблюдать за поведением птиц в зимнее время, но если заметишь, что корма им не хватает, что ягоды на рябине деревьях и семечки в шишках заледенели в шишках, и клювом лед не продолбить, стоит написать об этом заметку, и тогда не только сам – многие люди вынесут на улицу корм для лесных птиц.

Или – можно наблюдать, как ребята во дворе строят снежные горки, украшая их ледяными скульптурами. И как это получается красиво. Напишешь – и у кого-то появится желание повторить идею.

А где-то взрослые залили для детей каток, да и катаются на нем сами, а ребята стоят за бортиком в надежде, что взрослым надоест…

В жизни происходит очень много событий, но откроешь газету, или включишь радио, телевизор – там сообщения только о трагических ситуациях (аварии, драки, несчастные случаи…) И у читателей складывается впечатление, что эти трагедии – и есть общественно значимая жизнь. Ну, или какие-нибудь выборы. Или – приключения каких-нибудь артистов. А все остальное – не считается. Вот и рвутся ребята кто – в политики, кто – в артисты, а кто и в бандиты… Все ж какая-никакая, а слава…

Но если нам дороги совсем другие события – в наших силах сделать их общественно значимыми. И поможет нам в этом самый демократичный жанр – заметка.

Заметки бывают разных видов:

  1. Информационная заметка.
    Это – сообщение о взволновавшем вам событии, факте, явлении, которое кажется важным и интересным. Главное – сообщить, что именно произошло где и когда. В школе, на автобусной остановке, в кружке или секции, где вы занимаетесь, в клубе по месту жительства, в вашем подъезде, под вашим окном… А может быть, в семье хорошо знакомых вам людей. Очень важно замечать добрые поступки людей. И тогда они перестанут стесняться быть хорошими.

Задание: Напишите о любом добром поступке, свидетелем которого вы были лично (пусть даже самом маленьком) и объясните, почему Вы считаете этот поступок достойным внимания.

  1. Критическая заметка.
    Это – сообщение о том, что вас возмущает. Грубость и несправедливость конкретного человека. Принятый закон, который приносит только вред. Поступок ребенка, который, не задумываясь, обидел более слабого (или, наоборот, своего родителя, бабушку, педагога…). Поступок взрослого, который унизил более слабого, младшего по возрасту человека, или – принес вред природе (воде, растениям, животным…). Если люди не замечают, что их поступок – это плохо, кто, если не журналист, должен об этом писать?

Задание: Напишите о плохом поступке, свидетелем которому были Вы лично (или, как исключение, знаете со слов участников события). Объясните, почему вы считаете этот поступок плохим.

  1. Заметка-отклик Появилась хорошая книга. Вышел на экраны интересный фильм. Поставлен необычный спектакль. Конечно, журналист – не обязательно критик. Но свое мнение он может опубликовать. Особенно если художественное произведение перекликается с событиями его жизни. Многим другим может захотеться сравнить собственные впечатления и переживания с вашими и значит – тоже посмотреть фильм (спектакль, концерт, выставку) или прочитать (книгу, статью в газете, запись на сайте в интернете…)

Задание: Напишите заметку-отклик на какое-нибудь художественное событие или на публикацию в газете.

  1. Путевые заметки. Если вы с родителями или с друзьями отправились в путешествие, получили путевку в санаторий, или просто поехали к кому-то в гости в другой город, это значит – вы вырвались из своего привычного круга, все вокруг воспринимается с жадным вниманием. Всё хочется запомнить, чтобы потом поделиться впечатлениями с теми, кто остался. В таком случае стоит заняться путевыми заметками. То есть получится у вас не одна, а целая серия заметок. Одна – про наблюдение на вокзале (или в салоне транспортного средства), вторая – про сценки из жизни, мелькающие за окном по дороге (если дорога дальняя, таких заметок может быть несколько: случаи на разных остановках, диалоги с попутчиками, наблюдения за природой…). Наконец, вы доехали до цели – живя на новом месте, вы тоже замечаете интересные, непривычные для себя события. Встречаетесь с новыми людьми, узнаете что-то интересное из истории мест, в которых оказались… Все это тоже может стать темой для одной из заметок. В общем, к возвращению у вас накапливается целый сборник заметок.

Задание: напишите путевые заметки (не меньше трех) после одного из ваших путешествий.

  1. «Исторические» заметки Иногда мы болезненно переживаем какое-нибудь событие в отношениях со своими друзьями, родными, учителями в школе… Мы уверены, что причина наших разногласий – это недопонимание, что не хотят понять нас. Но проходит время, и мы можем переосмыслить то старое событие. Доводы и требования, которые к нам предъявляют, теперь становятся нам понятными. И темой заметки может быть как раз факт переосмысления этого события.

Например, учительница наказала за то, что во время ее объяснения вы громко рассмеялись. Рассмеялись, потому что фраза учительницы показалась вам смешной. И ваш хохот заразил весь класс. Но прошло несколько месяцев (или даже лет), и вот вам поручено выступить перед классом с докладом. И вдруг какая-то фраза вашего доклада одному из ребят показалась смешной (ну, просто он не так расслышал, потому что был занят чем-то своим). Разумеется, человек хохочет, и к нему подсоединяется весь класс. Вот теперь, оказавшись «в шкуре учителя», вы понимаете, за что вас наказали.

Или – история из семейных взаимоотношений, когда мама (папа, бабушка) обиделась за то, что вы не послушали совета, не учли интересов всей семьи, посчитались только со своим интересом. А сейчас кто-то из членов семьи точно так же не понял вас…

Задание: Напишите о том, какой поступок был совершен вами, что помогло вам переосмыслить ваш прошлый поступок.

Урок 3. ИНТЕРВЬЮ

Мы уже знаем, что интервью – беседа с авторитетным собеседником – это способ получения информации. Но еще это и журналистский жанр, когда информацию не только получают, задавая вопросы, но и публикуют в виде диалога.

Есть у этого жанра особенность: человек, который отвечает на вопросы журналиста, становится как бы его соавтором. Поэтому журналисту нужно найти такого собеседника, который лучше всех знает ответы на его вопросы. Бесполезно брать интервью у человека, который не смотрел спектакль, не участвовал в нем и не писал для него сценарий, что в этом спектакле самое интересное, о чем он. А вот режиссера, актера или зрителя – да, можно спрашивать. И делать с ним интервью как с авторитетным собеседником. Бесполезно спрашивать директора школы, каким средством лучше всего мыть пол, зато это очень хорошо знает школьная уборщица. А вот как подбирать в школу лучших сотрудников, как заказать для школы учебники и компьютеры, сделать ремонт – этого уборщица точно не знает, зато директор ответит.

В интервью собеседнику журналист задает вопросы и записывает его ответы. Иногда задает много вопросов, если собеседник сразу ответил на вопрос неполно. И не потому, что не знает. Очень часто собеседники так хорошо разбираются в том, о чем его спрашивают, что ему даже в голову не приходит, что журналист и вообще читатели этого не знают. Он думает, что если знает он, знают и все. И вот задача журналиста выспросить информацию и написать. А когда журналист готовит свой разговор к печати, то дополнительные вопросы можно сократить. И тогда объединяется ответ, получается более полным.

Но раз беседа получается не дословной, с собеседником интервью обязательно нужно согласовать, получить согласие на публикацию. Тем более, что когда человек читает свои слова на бумаге, он иногда хочет что-то сократить, что-то дополнить. Ведь в интервью указывается его фамилия, и за свои слова он отвечает наравне с журналистом.

Ну вот, основные правила жанра мы уяснили. Теперь – практическое задание.

Попробуй сделать интервью с близким тебе человеком, например, с бабушкой, на одну из тем:
1) О самом памятном для нее празднике
2) О самом ярком впечатлении детства
3) Об увлечении, которое было самым значимым в ее жизни
4) О самом смешном событии в ее жизни.
5) О самом торжественном событии

Очень важно, чтобы вы расспросили о событии, о его подробностях, о самых ярких деталях.