Правила этикета при общении с инвалидами

  1. Не думайте, что необхо­димость пользоваться инва­лидной коляской — это тра­гедия. Это способ свободного (если нет архитектурных ба­рьеров) передвижения. Есть люди, пользующиеся инва­лидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с по­мощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.
  2. Инвалидная коляска — это часть неприкасаемого пространства человека, ко­торый ее использует. Не об­локачивайтесь на нее, не тол­кайте, не ставьте на нее ноги без разрешения. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске — то же самое, что опираться или по­виснуть на ее обладателе, и это тоже раздражает.
  3. При виде такого челове­ка не останавливайтесь с ши­роко раскрытыми от удивле­ния глазами — он сидит всего лишь в инвалидной коляске, а не на ковре-самолете. Не надо стараться убежать или отодвинуться подальше — этот недуг не заразен.
  4. Когда Вас знакомят с ин­валидом, вполне естественно пожать ему руку — даже те, кто испытывает трудности с рукой или пользуется про­тезом, вполне могут пожать руку — правую или левую, что вполне допустимо.
  5. Когда Вы разговаривае­те с человеком, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему, ко­торый присутствует при раз­говоре, слушайте его вни­мательно. Называйте его по имени. Будьте терпеливы, ждите, когда он закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что Вы понимаете, если на самом деле это не так. Повто­рите, что Вы поняли, это по­может человеку Вам ответить, а Вам понять его.
  6. При разговоре располо­житесь так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне, тогда Вам будет легче раз­говаривать. Избегайте поло­жения, при котором Вашему собеседнику нужно запроки­дывать голову. Не стоит бесе­довать, небрежно облокотив­шись на ручку инвалидного кресла, помните, что человек воспринимает его, как про­должение собственного тела..
  7. Не надо хлопать челове­ка, находящегося в инвалид­ной коляске, по спине или по плечу.
  8. Не разговаривайте с человеком из-за спинки ко­ляски, заставляя его выкру­чивать шею, ведь обернуться ему труднее, чем вам. Лучше при возможности сесть на скамейку или стул, чтобы быть со своим собеседником «в одной плоскости».
  9. Если этот человек задал вам вопрос, не отвечайте по­вышенно громким голосом, усиленно жестикулируя: у человека повреждены конеч­ности, и это не значит, что его мозг плохо функционирует или он оглох.
  10. Никогда не проявляй­те покровительство к людям, использующим инвалидную коляску, не кладите им руку на голову или плечи, не обра­щайтесь уменьшительными именами.
  11. Всегда лично убеждай­тесь в доступности мест, где запланированы мероприя­тия. Заранее поинтересуй­тесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры, и как их можно устранить.
  12. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее при­мут, а затем спрашивайте, что и как делать. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом. И уж, конечно же, при необ­ходимости помогайте таким людям либо делом, либо про­сто добрым словом, взглядом, улыбкой — возможно, для них это значит больше, чем вы думаете.
  13. Если вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равнове­сия.
  14. Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвиже­нии, нет проблем со слухом и пониманием.

Правила составлены Карен Мейер,
Национальный Центр Доступности США.