Что нужно знать о ДЦП

Впервые увидев своих сверстников на инвалидных колясках, участники Детской социальной службы испытывают стресс. И поначалу они даже боятся подойти к таким ребятам, потому что инвалидная коляска срабатывает как барьер на пути к контакту. Именно поэтому педагоги Детского ордена милосердия очень много внимания уделяют предварительной подготовке участников Службы к общению с ребятами на колясках.

Детский церебральный паралич (сокращенное название ДЦП) — это такое нарушение, при котором человек теряет возможность двигаться или его возможности движения ограничены. В основе лежит нарушение иннервации (снабжение тканей нервными импульсами, которые идут к органам, осуществляющим движение), и проявляются в парезах (частичном ограничении движения) или параличах (когда движение невозможно вообще). Несмотря на то, что поражение происходит до рождения, во время рождения или в первые годы жизни, термин ДЦП сохраняется при характеристике и взрослых, и детей.

Нарушения движения при ДЦП могут быть различными. В результате парезов (параличей) могут нарушаться движения ног, рук, иногда — рук и ног вместе. Если поражены и руки, и ноги, то человек не может самостоятельно сидеть и передвигаться, он передвигается только на коляске с посторонней помощью. Очень часто к данным нарушениям добавляется полная невозможность говорить (анартрия) — паралич органов артикуляции (мышцы языка, губ, щек) выражен настолько, что человек не может произнести ни звука. Очень часто бывает и так, что при этом человек понимает обращенную к нему речь.

В более легких случаях поражаются (это выражается в парезах) либо руки, либо ноги. Если страдают руки, то человеку сложно писать и заниматься ручным трудом. Если страдают ноги, то на себя обращает внимание походка — человек идет неуклюже, размашисто, иногда плохо сгибает ноги в коленях, плохо координирует движения. При этом движения рук и мелкая моторика (ловкость и умелость пальцев рук) не нарушены вообще или страдают незначительно, и дети сохраняют способности к письму, ручной, трудовой, изобразительной деятельности.

Помимо парезов и параличей конечностей, у людей, страдающих ДЦП, могут отмечаться и другие особенности:

— прежде всего (особенно это касается детей), они очень быстро устают, и не могут долго заниматься каким-либо делом: играть, делать уроки, общаться;

— для них характерен замедленный темп работы: они выполняют все задания, как игровые, так и трудовые медленнее, чем их здоровые сверстники;

— у людей, страдающих ДЦП, могут отмечаться сопутствующие движения (синкинезии). Это выражается в том, что человек, выполняя какое-нибудь движение (сжимая руку в кулак), как бы помогает себе языком и губами. Рассматривая что-то интересное и удерживая взгляд на каком-то предмете, человек непроизвольно (независимо от воли) выполняет «содружественное» движение глазами справа – налево, и наоборот;

— при некоторых формах ДЦП могут отмечаться насильственные движения, которые возникают неожиданно при выполнении любой ситуации при учебе, игре, выполнении какого-то задания. Насильственные движения могут затрагивать любую часть тела (руки, ноги, пальцы, мышцы лица). Например, неожиданно (особенно, когда ему нужно сделать что-то по заданию, и он заинтересован) ребенок начинает размахивать рукой, или его голова судорожно поворачивается к плечу;

— может отмечаться такое состояние, которые взрослые называют «эмоциональной лабильностью». Это значит, что у человека может резко измениться настроение (от смеха к плачу), и наоборот. Иногда эмоциональное состояние, которое человек выражает, например, смеется, не имеет ничего общего с его настроением — не является признаком веселья, а свидетельствует как раз о болезненном состоянии;

— у людей с ДЦП часто нарушается речь. Это происходит как следствие нарушения иннервации органов речи. Речь становится непонятной для окружающих, «смазанной», голос приобретает носовой оттенок.

Указанные особенности необходимо знать для того, чтобы научиться правильно и корректно общаться с людьми, страдающими ДЦП.

Е.Н. Моргачева, кандидат педагогических наук,
доцент кафедры специальной психологии РГГУ