Предложения по содержанию программ учебного и факультативного курсов по инклюзивным, воспитательным методикам, технологиям и практикам для реализации Министерством образования Московской области

По итогам конференции «Инклюзивное воспитание: поиск эффективных методик и технологий» целевыми группами г. Владимира, г. Орехово – Зуево, г. Волжска и г. Коломна были сформулированы следующие предложения:

1. В современных условиях главной задачей образования является подготовка специалистов нового поколения, обладающих актуальными знаниями и навыками, способных оперативно принимать решения в быстро меняющейся обстановке, поэтому мы считаем необходимым расширить учебные планы для студентов вузов и сузов методиками обучения основам дефектологии и технологиям инклюзивного образования.

2. Право ребенка с ОВЗ на получение образования по месту жительства может быть реализовано путем организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.

Однако в нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка-инвалида в школьное пространство по месту жительства:
– неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности;
– нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ;
– неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;
– трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ;
– проблема неприятия детей с ОВЗ участниками образовательного процесса.

В связи с этим, назрела необходимость ввести в общеобразовательных учреждениях факультативные занятия для старшеклассников по обучению толерантному отношению к сверстникам с ОВЗ.

3. Обучение инвалидов в учреждениях профессионального образования включает:
– получение профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
– реализацию профессионально-трудового потенциала инвалида, формирование личности профессионала за счет мобилизации ресурсов и скрытых возможностей;
– самоутверждение в признании объективной ценности и престижности своего квалифицированного труда.

Сложным остается вопрос последующего трудоустройства инвалидов, получивших образование в СПО. Для того, чтобы создать для инвалида необходимые условия реабилитации и интеграции, необходимо на базе учреждений СПО открыть элективные курсы по профориентации с привлечением волонтеров из числа студентов.

4. Эффективная государственная социальная политика в интересах семьи и детей невозможна без участия общества. Поэтому, в целях реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы мы считаем, что необходимо Муниципальным отделам образования разработать эффективный механизм взаимодействия с общественными организациями родителей, воспитывающих детей – инвалидов.

5. Инвалид не должен считать, что все вокруг ему что-то должны, а он – никому и ничего. Инвалид может очень много дать окружающим людям, а здоровые ребята должны быть готовы помочь инвалиду в том, с чем он физически не может справиться. Самой лучшей лечебной средой для ребёнка с проблемами здоровья является только среда его здоровых сверстников. Поэтому архиважно возродить сессионные формы работы Школы Взаимной Человечности для школьников и студентов в масштабе страны с обязательными теоретическим и практическим курсами.

Руководители целевых групп:
Земская Александра Сергеевна (г. Владимир),
Гулевич Татьяна Михайловна (г. Орехово – Зуево),
Чернова Яна Алимовна (г. Орехово – Зуево),
Янковсакя Марина Валерьевна (г. Волжск),
Горохова Ирина Венедиктовна (г. Коломна).