Первый этап проекта “Мир в ладошках”. Итоги.

Открытый урок – общий сбор временного межпоколенческого творческого коллектива волонтеров бабушек-мастериц и студентов, или же просто подведение итогов 1 этапа проекта “Мир в ладошках”, состоялось 21 мая, в Российской государственной библиотеке для слепых.

Напоминаем, что еще в 2023 году проект стал победителем конкурса грантов Мэра Москвы, который проводит Комитет общественных связей и молодёжной политики города Москвы. Первый этап пройден. Ура!

Создать тактильные рукодельные издания для маленьких слепых и слабовидящих малышей, а также научить их “читать” через игру – такую цель поставили перед собой бабушки-мастерицы и студенты Института специального образования и психологии , Колледжа “Дорогомилово” МГПУ и МПГУ. Вместе они объединились во временный волонтерский межпоколенческий творческий коллектив, где каждый решает свои задачи. Бабушки-мастерицы изготавливают книги, наглядные пособия, настольные и напольные игры. Студенты – приходят в общеобразовательные организации к детям и на инклюзивных творческих занятиях проводят с ними интерактивные игровые программы чтения тактильных рукодельных книг. А все вместе – помогают воспитателям, родителям и, конечно, самим детям ощутить картину окружающего мира.

По традиции, сбор проходил в Российской государственной библиотеке для слепых – одним из главных наших партнёров. Была представлена выставка готовых тактильных рукодельных изданий, которые за это время успели изготовить мастерицы. Эксперт-консультант Альбина Вильсуровна Саматова ознакомила всех с оценкой детских “экспертов” и сказала, что книги просты и доступны для восприятия. Замечания, естественно, были. К ним, конечно, прислушались, и до окончания проекта они обязательно будут исправлены.

 По традиции, сбор проходил в Российской государственной библиотеке для слепых – одним из главных наших партнёров. Была представлена выставка готовых тактильных рукодельных изданий, которые за это время успели изготовить мастерицы. Эксперт-консультант Альбина Вильсуровна Саматова ознакомила всех с оценкой детских “экспертов” и сказала, что книги просты и доступны для восприятия. Замечания, естественно, были. К ним, конечно, прислушались, и до окончания проекта они обязательно будут исправлены.


 С интересом слушали присутствующие выступления бабушек-мастериц: Веры Евгеньевны Щукиной (о насекомых), Лидии Дмитриевны Богачёвой (о том, куда уходит вода), Татьяны Васильевны Марфоцкой и Елены Геннадьевны Жулиной (о впечатлении девочки от прогулки).

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - %D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B0-8.jpeg

Сколько выдумки, знаний, умений надо было проявить, чтобы эти книжки оказались такими интересными и познавательными.

Как порадовали нас всех “новенькие” мастерицы! Подготовленные ими под руководством мастера Марины Юрьевны Митеревой бабушкины «матрёшки», со своими семейными историями, несомненно найдут отклик и продолжение у наших детей.

 

На сборе обсуждали напольную игру “Проползи по лабиринту” (мы это делаем впервые!). Ее также представила Марина Юрьевна. Участники проекта поддержали издание.

Студенты колледжа “Дорогомилово” предложили сделать игру в виде цветочной и грибной полян, а также по изучению Правил дорожного движения.

Обсудили параметры игр (их размер может достигать 4 метров ) и технологии их сборки, разборки и организации. Содержание и технологию работы с тактильными напольными играми поддержали Анна Валериевна Ермолаева – Составитель будущего сборника “Научим читать, играя!” И Елизавета Геннадьевна Шведова – руководитель лаборатории “ЛОГОСВОС”.

Бабушки-мастерицы взяли себе домашнее задание: за лето продумать, а, по возможности, и создать такую игру.

Особый интерес проявили участники сбора ко второй части программы “Научим читать, играя!”. Ведь по календарному плану в конце проекта планируется выпустисть сборник рекомендаций “Научим читать, играя!”. Студенты-волонтеры показали свои презентации игровых программ чтения книг, апробированные на развивающих инклюзивных занятиях в образовательных организациях.

Волонтеры МГПУ, под руководством кандидата педагогических наук, Ирины Леонидовны Соловьевой рассказали и показали игровую программу “В гостях у Клоуна” по своей любимой тактильной рукодельной книге “Эмоции” (автор: бабушка-мастерица Галина Петровна Шувалова). Девочки приходили к очень сложным детям (ГБОУ Школа 2107 и ГБОУ Школа 1206). С этой программой волонтёры выступали и в школе №1529 Благодаря совместному творчеству волонтеров и специалистов образовательных организаций, задача практически была выполнена.

Элементы игровой программы были успешно продемонстрированы перед участниками сбора.

Юлия Анатольевна Батищева, тифлопедагог дошкольного отделения Колледжа малого бизнеса №4 ознакомила участников проекта со своей авторской программой “Живые картины”. И тут же по окончании родился совместный проект с одной из наших новых мастериц – Анжелой Михайловной Бунчук.

Настоящим “открытием” проекта стала волонтёрская группа студентов Колледжа “Дорогомилово” под руководством Ирины Игоревны Руденко! Они не только проводили интерактивные игры в инклюзивных группах дошкольных отделений школы №69 и Колледжа малого бизнеса №4, но и сами, по своему желанию, сделали несколько наглядных пособий, книжек, объединили их в одну бабушкину сказку, придуманную ими самими.

 

Сколько фантазии, любви, таланта, трудолюбия вложили девушки в это. Бесспорно, они увлекли весь зал. Мы и танцевали, и разгадывали загадки, и пантомимы изображали…

Первый этап закончился. Уходим на каникулы. Но мастерские на Таганке и в Центре московского долголетия “Даниловский” будут открыты для желающих. Впереди ещё много нужно успеть сделать.

Всем спасибо!