Сегодня мы вам представим человека, чей труд также скрыт от общих глаз. Это администратор нашего проекта Надежда Кулакова, наш давний друг. Вместе с Детским орденом милосердия она организовывала лагеря ШВЧ, проводила различные мероприятия. Настало время и вам, дорогие читатели, узнать, благодаря какому человеку организован «Мир в ладошках»
Надежда Леонидовна помимо проекта работает в центре дополнительного образования в Королеве. В свободное время огородничает. ВГТРК даже снял сюжет про ее успехи в выращивании, не поверите…столового хрена. Мы, правда, не понимаем, как можно и выполнять свои обязанности по социально-значимому проекту, и быть наставником большого количества детей, так еще и успеть собрать крупный урожай свеклы, и все это одновременно, но Надежда Леонидовна справляется. Она нашла в своем плотном (без всякой иронии) графике время на интервью для Детского ордена милосердия и вас, уважаемые читатели. Что из этого получилось, читайте далее:
«Я – Надежда Леонидовна Кулакова, живу в Королеве. По образованию – журналист, окончила журфак МГУ. Работала в разных местах: в районной газете, была исполнительным директором ЮНПРЕСС, являюсь учредителем Лиги юных журналистов. С детским орденом милосердия я познакомилась еще в 90-е годы, когда офис ЮНПРЕСС располагался на Новой площади. Там мы, разумеется, пересекались с Галиной Владимировной. Я помогала ДОМу с различными проектами.
Помню, вместе с Александром Васильевичем Суворовым мы организовали проект «Школа юных журналистов», суть которого – помочь ребятам с различными ограничениями по здоровью, которым интересна журналистика, — развить в себе навыки писательства.
К нам приезжали дети с разных уголков страны: из Татарстана, Удмуртии, Оренбуржья и многих других городов и сел. Состояла школа из двух сессий. На первой мы обучали детей азам журналистики, давали им практические задания. На второй сессии требовалось уже выполнить это практическое задание. Главный эффект Школы был в том, что эти дети, — с нарушениями опорно-двигательного аппарата, инвалиды, ребята с детским церебральным параличом, — смогли впоследствии поверить в свои силы, узнать свои возможности и реализовать себя в сфере журналистики. Мы дали им дорогу в профессию и возможность самореализоваться…
С возможностью реализовать себя, развиться , связан и проект «Мир в ладошках». Здесь студенты еще на этапе обучения могут познакомиться со своей будущей профессией, уже выработать какие-то навыки, умения, получить полезные знания, которые, может, потом лягут в основу их научной деятельности.
Для лишенных возможности видеть детей этот проект важен особенно тем, что он развивает критическое мышление, которое без нормального зрения развить тяжелее. В этом хорошо помогают тактильные книги, ведь они развивают навыки осознания пропорций: например, у ребенка есть дома кошка, и он знает, что кошка мягкая, тёплая, гибкая, но может оцарапать. Он дома её гладил, брал на руки, значит, представляет её реальный размер. А когда ему говорят, что на странице мягкой книжки у него тоже кошка, он находит её хвостик, ушки, лапки… Он понимает, что в книжке всё уменьшено. И тогда у него воспитывается чувство масштаба. Тогда он сможет представить себе, например, гигантское дерево, или просто девятиэтажный дом — соотнесет в пропорциях. Это раздвигает границы познания, развивает интеллект.
Важно также развить в ребятах пальцевую чувствительность, ведь для зрячего не всегда будет легко правильно нащупать текст, написанный шрифтом Брайля: попробуйте без использования зрения распознать нанесенный шрифтом Брайля текст на купюрах или вывесках – это будет тяжело, и не у каждого получится. Тактильная же книга развивает чувствительность пальцев, помогает развить навык распознания рельефа.
Конечно же, «Мир в ладошках» приносит огромную пользу и нашим мастерицам: они научились иллюстрировать для незрячих детей сказки и разные познавательные пособия. Они стараются вместить в детские ладошки целый мир: сказочные сюжеты, объекты реального мира, предметы быта, без которых не обойтись, членов семьи, домашних и диких животных. Создавая книги, пособия и игры, мы сами глубже познаем окружающий мир. Именно поэтому данный проект заслуживает продолжения и участия в нем новых и новых мастериц, волонтеров и детей.
В работе над тактильными изданиями я уже давно, и напоследок мне есть, что сказать нашим читателям: внимательнее относитесь к тем, кто с белой тростью. Не стесняйтесь помочь им перейти через дорогу, сесть в общественный транспорт, довести до нужного места. Это поможет им сэкономить кучу времени и нервов, а вам – стать светлее душой и сделать мир чуть добрее…»