Имя «Ирина» переводится как «мир/спокойствие». Может быть, поэтому в нашем проекте много Ирин (как вы можете увидеть, это четвертое интервью с человеком, обладающим этим прекрасным, воистину светлым именем), ведь он направлен на мирную, добрую цель — помочь малышам, у которых нет возможности своими глазами видеть этот мир. И мы уверены, что всё у нас получится, в том числе во многом благодаря нашей следующей героине.
Мы поговорили с Ириной Игоревной Руденко — кандидатом педагогических наук, преподавателем Колледжа «Дорогомилово», руководителем группы волонтеров-благополучателей проекта «Мир в ладошках»:
В преподавательской деятельности мною используются выездные практические занятия. Во время посещения Российской государственной библиотеки для слепых мы встретились директором Еленой Васильевной Захаровой и президентом РООИ “Детский орден милосердия” Галиной Владимировной Никаноровой. Мне предложили участвовать в проекте «Мир в ладошках». Конечно же я не могла не воспользоваться такой возможностью поработать в таком интересном и важном мероприятии.
Я пригласила студентов второго и четвертого курсов участвовать в проекте по созданию тактильных пособий для слепых детей. Студентам всегда интересно участвовать в различных внеурочных мероприятиях, связанных с ведущей профессией — воспитатель детей с ограниченными возможностями здоровья. Тактильная книга — маленькая жизнь, заключенная в миниатюрный формат. Для детей, которые не могут в полной мере увидеть этот мир, остаётся учиться познавать окружающую среду через рукотворные пособия, а их очень немного в образовательных организациях на просторах нашей огромной страны.
Цель участия в проекте «Мир в ладошках» — разработка специальных материалов, которые помогут детям с ограниченными возможностями здоровья получить доступ к знаниям и обучению. Каждый ребенок заслуживает качественного образования, и наш проект позволит им раскрыть свой потенциал и стать самостоятельными и успешными в будущем. Благодаря усилиям нашей команды, мы можем сделать мир более дружелюбным и инклюзивным для всех детей.
Темы пособий определены совместно с дефектологами дошкольных образовательных организаций, принимающих участие в проекте.
Очень актуальна и первостепенна в формировании мировосприятия ребенка с нарушениями зрения тема «Семья. Быт». Так же на выбор этой темы повлиял указ президента РФ об объявлении 2024 года Годом семьи. В ходе разработки методического комплекта большую помощь оказали дефектологи ГБОУ города Москвы «Школа № 69 имени Б.Ш. Окуджавы» и ГБПОУ города Москвы «Колледж малого бизнеса № 4».
Во время консультаций мы проанализировали методический материал, который есть в садах и решили обновить пособия по ознакомлению детей с жителями подводного мира. Так родилось полифункциональное тактильное пособие «Путешествие Рыбки по морскому царству» Отправляясь увлекательное путешествие с Рыбкой малыши не только познакомиться с жителями подводного мира, но и в различных заданиях разовьют свое внимание, память, мелкую моторику, воображение, закрепят свои навыки общения.
Что делать, если человеку не дано или сложно видеть прекрасную палитру цветов и форм? Кажется, словно погруженный в мир темноты, слепому ребенку становится сложнее познать красоту овощей и фруктов. Именно поэтому мы создали тактильный плакат «Сад и огород» для слепых дошкольников – чтобы помочь им осознать, узнать и полюбить богатство природных сокровищ.
Для малышей изготовили тактильное сопровождение сказки В. Сутеева «Цыплёнок и утёнок». В ходе ознакомления с данным произведением у детей развивается связная речь.
В ходе работы студентов проекте возникла идея создания глобуса для детей с нарушениями зрения. Тактильный глобус — это специализированный глобус, предназначенный для детей с нарушением зрения, позволяющий им исследовать планету Земля через прикосновение. Он представляет собой модель Земли, изготовленную из рельефных материалов, таких как пена или пластик, что позволяет слепым детям ощупывать и чувствовать континенты, океаны и другие географические особенности. Макет помогает слепым дошкольникам развивать понимание формы и расположения Земли, а также отношений между различными географическими объектами, обеспечивает конкретное представление о континентах, океанах, горных хребтах и других географических особенностях, помогая детям понять их расположение и характеристики. Использование тактильного глобуса развивает тактильные ощущения слепых детей, позволяя им исследовать мир через прикосновение. Тактильный глобус специально разработан для удовлетворения потребностей слепых детей, предоставляя им доступ к географическим знаниям, которые в противном случае были бы недоступны.
Студенты Института среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского учебного корпуса «Колледж Дорогомилово» с интересом проводили занятия с дошкольниками с ОВЗ, используя не только свои материалы, но и пособия, изготовленные мастерицами «Московского долголетия».
Данный опыт несомненно пригодится студентам в дальнейшем работе, ведь в наше время в большинстве государственных детских садов поддерживается инклюзия, а значит ребенок с нарушениями зрения может попасть абсолютно в любую группу. Применяя полученные в ходе реализации проекта знания, девушки смогу создать для такого ребенка максимально подходящую под его потребности и возможности среду, а значит ребенок с большой вероятностью удачно усвоит образовательную программу, что является одной из важнейших задач дошкольного образования.
Таким образом, воспитание и обучение дошкольников с особыми образовательными потребностями требует комплексного подхода, включающего в себя индивидуальную работу с каждым ребенком, создание благоприятной образовательной среды и профессиональное развитие педагогов. Ответственность за успешное развитие этих детей лежит на всем коллективе дошкольного учреждения, и только совместными усилиями можно обеспечить им качественное обучение и поддержку на пути к полноценной жизни.