«Тропа доверия» — ролевая игра, в которой отрабатываются формы взаимодействия с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
«Тропа» может проводиться только в коллективе хорошо знакомых детей, и только педагогом, который хорошо знает их особенности. При распределении ролей важно прогнозировать, каким образом тот или иной ребенок может реагировать на разные ситуации, особенно на те, которые связаны с физическими ограничениями: отсутствие способности двигаться, говорить, видеть и т. д..
Примерная схема распределения ролей участников «Тропы доверия» может выглядеть так:
Тип ограничения | Количество участников | Характеристика игровой роли | Характеристика детей, кому роль рекомендуется | Взаимодействие ведущего с этими игроками |
Без ограничения | Минимум одна треть группы | Роль самая активная, деятельная, формирующая ответственность, тип поведения. | Дети, способные принимать решения, чтобы команда не попадала в тупиковые ситуации. Обязательное условие: включение в группу крепких, сильных мальчиков. | Ведущий подсказывает пути эффективного взаимодействия игроков с теми, у кого есть ограничения. Обращает внимание на те способности, которые есть у игроков с ограниченными возможностями. |
Ограничения зрения | 3-4 человека | Одна из самых беспомощных ролей. Предполагает тактильный контакт. В процессе последействия именно эти игроки испытывают сильные эмоциональные переживания. | Кандидатуры участников необходимо тщательно продумать. Если игрок, отказывается от роли, нельзя настаивать. Требования к участникам: активность, коммуникабельность, стрессоустойчивость, умение принимать помощь. Как правило, именно активные незрячие, требующие объяснений всего происходящего, заставляют игроков менять позицию по отношению к инвалидам в целом. | Контроль эмоционального состояния участников в игровом процессе. Поощрение активности игроков. |
Ограничения подвижности | 1 чел. (если он передвигается в инвалидном кресле), 3-4 чел. (с ограничением подвижности рук). | Роль с ограниченной подвижностью рук предполагает, что участники будут использовать иные возможности, компенсирующие данное ограничение (писать пальцами ног, например). | Роль колясочника требует смелости участника, навыков перемещения на коляске. | Контроль за безопасностью. Напоминание об использовании иных возможностей: ног, зубов, слов и т.д. при выполнении заданий. |
Ограничения речи | 3-4 чел. | Предполагает общение без использования устной речи. Роль обозначается какой-либо деталью (бэйджик, повязка). | Такую роль желательно дать наиболее «говорливым» детям, и, тогда, они будут меньше мешать застенчивым ребятам. | Контроль за соблюдением правил. Напоминание группе об отсутствии у игрока речи, что не лишает его возможности думать. |
Содержание «Тропы» может быть разнообразным. Чаще всего, это преодоление маршрута с выполнением разного рода упражнений, которые модифицируются и оснащаются в зависимости от ситуации.
Задания для «Тропы» подбираются таким образом, чтобы продемонстрировать участникам возможности людей с ограничениями. В подборе упражнений чаще всего дается установка на преодоление какого-либо препятствия. Например: «Вы должны все вместе уместиться на …», «Вы должны перелезть через …» и т. д. Еще одна группа заданий — рисуночные: «Нарисуйте портрет группы», «Изобразите план нашего здания» и т. д. Некоторые задания могут быть направлены на формирование у ребят умений принимать решения: «Договоритесь и изобразите все вместе …», «Определите, как вся группа сможет сделать ….» и т. д. Следующая группа заданий учит детей способам передачи информации: «Расскажи всем, что ты видел, без использования слов…», «Расскажи услышанное одному игроку, а он передаст это группе…» и т. д.
Подбор реквизита для «Тропы доверия» должен быть рассчитан на уровень, возможности и потребности группы, а ведущему важно помнить о безопасности и выполнимости игровых заданий.
Особый смысл имеет участие в «Тропе» детей и подростков с ограниченными физическими возможностями здоровья.
Приведу примеры.
На одной из «Троп» участником команды был подросток, передвигающийся с помощью коляски. В процессе игры он взял на себя заботу об участнице, лишенной возможности разговаривать. Он транслировал ее мысли группе, которые она изображала с помощью мимики и жестов, а потом писала. Мальчик заставил группу считаться с мнением этого игрока. В конце игры он озвучил мысль, которая многих удивила: «Я почувствовал себя не просто игроком, а необходимым участником. Я был голосом другого человека. Это очень важно: быть услышанным».
В одной из групп незрячий подросток помогал советом, поддерживал девочку, ограниченную в зрении на время игры. В процессе перехода с этапа на этап, он объяснял ей, где находится команда, опираясь на свой опыт. «Чувствуешь, ногам холодно, мы в холле рядом с выходом, сейчас повернем, и ты окажешься на ковре, там шаги совсем тихие». В конце игры мальчик обозначил свою позицию: «Быть слепым мне привычно и не страшно. Я вдруг понял, что могу помочь таким же, как и я, но более беспомощным».
Можно утверждать, что для многих детей и подростков с ограниченными физическими возможностями здоровья «Тропа» становится прорывом, иным взглядом на себя и окружающих. Меняется его статус: он остается не только объектом помощи, но и проявляет собственную активность, осуществляет деятельность. Такой опыт для подростка, окруженного постоянной заботой и опекой, бесценен.
С другой стороны, для здоровых ребят нет лучшего средства для «прочувствования» жизни человека, чьи возможности ограничены. Такая ролевая игра всегда связана с сильными эмоциями ее участников, и они не проходят быстро, а, наоборот, оставляют свой благотворный след в душе каждого подростка. В связи с этим, не советую новичкам в области педагогики самостоятельно, в одиночку, браться за проведение такого значимого дела. Воспитательное обесценивание «Тропы» недопустимо, а с сильными эмоциями участников справиться не так-то просто.
Ушакова Т. О.,
завуч Школы взаимной человечности РООИ «Детский орден милосердия»,
руководитель психолого-педагогического отделения
Центра социальной помощи семье и детям г. Сергиева Посада