«Тропа доверия»

«Тропа доверия» — ролевая игра, в которой отрабатываются формы взаимодействия с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

«Тропа» может проводиться только в коллективе хорошо знакомых детей, и только педаго­гом, который хорошо знает их особенности. При распределении ролей важно прогнозировать, каким образом тот или иной ребенок может реагировать на разные ситуации, особенно на те, которые связаны с физическими ограничениями: отсутствие способности двигаться, говорить, видеть и т. д..

Примерная схема распределения ролей участников «Тропы доверия» может выглядеть так:

 

Тип ограничения Количество участников Характеристика игровой роли Характеристика детей, кому роль рекомендуется Взаимодействие ведущего с этими игроками
Без огра­ничения Минимум одна треть группы Роль самая активная, деятельная, формирую­щая ответственность, тип поведения. Дети, способные принимать решения, чтобы команда не попадала в тупиковые ситуации. Обязательное условие: включение в группу крепких, сильных мальчиков. Ведущий подсказывает пути эффективного взаимодействия игроков с теми, у кого есть огра­ничения. Обращает внимание на те способности, которые есть у игроков с ограниченными воз­можностями.
Ограничения зрения 3-4 человека Одна из самых беспомощных ролей. Предполагает тактильный контакт. В процессе последействия именно эти игроки испытывают сильные эмоциональные переживания. Кандидатуры участников необходимо тщательно продумать. Если игрок, отказывается от роли, нельзя настаивать. Требования к участникам: активность, коммуникабельность, стрессоустойчивость, умение прини­мать помощь. Как правило, именно активные незрячие, требующие объяснений всего происходящего, заставляют игроков менять позицию по отношению к инвалидам в целом. Контроль эмоционального состояния участников в игровом процессе. Поощрение активности игроков.
Ограничения подвижности 1 чел. (если он передвигается в инвалидном кресле), 3-4 чел. (с ограничением подвижности рук). Роль с ограниченной подвижностью рук предполагает, что участники будут использовать иные возможности, компенсирующие данное ограничение (писать пальцами ног, например). Роль колясочника требует смелости участника, навыков перемещения на коляске. Контроль за безопасностью. Напоминание об использовании иных возможностей: ног, зубов, слов и т.д. при выполнении заданий.
Ограничения речи 3-4 чел. Предполагает общение без использования устной речи. Роль обозначается какой-либо деталью (бэйджик, повязка). Такую роль желательно дать наиболее «говорливым» детям, и, тогда, они будут меньше мешать застенчивым ребятам. Контроль за соблюдением правил. Напоминание группе об отсутствии у игрока речи, что не лишает его возможности думать.

Содержание «Тропы» может быть разнообразным. Чаще всего, это преодоление марш­рута с выполнением разного рода упражнений, которые модифицируются и оснащаются в зависимости от ситуации.

Задания для «Тропы» подбираются таким образом, чтобы продемонстрировать участ­никам возможности людей с ограничениями. В подборе упражнений чаще всего дается установка на преодоление какого-либо препятствия. Например: «Вы должны все вместе уместиться на …», «Вы должны перелезть через …» и т. д. Еще одна группа заданий — ри­суночные: «Нарисуйте портрет группы», «Изобразите план нашего здания» и т. д. Некото­рые задания могут быть направлены на формирование у ребят умений принимать решения: «Договоритесь и изобразите все вместе …», «Определите, как вся группа сможет сделать ….» и т. д. Следующая группа заданий учит детей способам передачи информации: «Расска­жи всем, что ты видел, без использования слов…», «Расскажи услышанное одному игроку, а он передаст это группе…» и т. д.

Подбор реквизита для «Тропы доверия» должен быть рассчитан на уровень, возмож­ности и потребности группы, а ведущему важно помнить о безопасности и выполнимости игровых заданий.

Особый смысл имеет участие в «Тропе» детей и подростков с ограниченными физиче­скими возможностями здоровья.

Приведу примеры.

На одной из «Троп» участником команды был подросток, передвигающийся с помощью коляски. В процессе игры он взял на себя заботу об участнице, лишенной возможности раз­говаривать. Он транслировал ее мысли группе, которые она изображала с помощью мими­ки и жестов, а потом писала. Мальчик заставил группу считаться с мнением этого игрока. В конце игры он озвучил мысль, которая многих удивила: «Я почувствовал себя не просто игроком, а необходимым участником. Я был голосом другого человека. Это очень важно: быть услышанным».

В одной из групп незрячий подросток помогал советом, поддерживал девочку, ограни­ченную в зрении на время игры. В процессе перехода с этапа на этап, он объяснял ей, где находится команда, опираясь на свой опыт. «Чувствуешь, ногам холодно, мы в холле рядом с выходом, сейчас повернем, и ты окажешься на ковре, там шаги совсем тихие». В конце игры мальчик обозначил свою позицию: «Быть слепым мне привычно и не страшно. Я вдруг понял, что могу помочь таким же, как и я, но более беспомощным».

Можно утверждать, что для многих детей и подростков с ограниченными физическими возможностями здоровья «Тропа» становится прорывом, иным взглядом на себя и окружаю­щих. Меняется его статус: он остается не только объектом помощи, но и проявляет соб­ственную активность, осуществляет деятельность. Такой опыт для подростка, окруженного постоянной заботой и опекой, бесценен.

С другой стороны, для здоровых ребят нет лучшего средства для «прочувствования» жизни человека, чьи возможности ограничены. Такая ролевая игра всегда связана с силь­ными эмоциями ее участников, и они не проходят быстро, а, наоборот, оставляют свой благотворный след в душе каждого подростка. В связи с этим, не советую новичкам в об­ласти педагогики самостоятельно, в одиночку, браться за проведение такого значимого дела. Воспитательное обесценивание «Тропы» недопустимо, а с сильными эмоциями участников справиться не так-то просто.

Ушакова Т. О.,
завуч Школы взаимной человечности РООИ «Детский орден милосердия»,
руководитель психолого-педагогического отделения
Центра социальной помощи семье и детям г. Сергиева Посада