Инклюзия воспитания и социокультурная реабилитация глухих детей в Государственном музее – гуманитарном центре «Преодоление» им. Н. А. Островского

001Согласно определению Юнеско, инклюзию можно рассматривать как динамично развивающийся подход, который предполагает позитивное отношение к разнообразию личностей. Целью инклюзии является ликвидация социальной изоляции и обеспечение для инвалидов возможности максимально полноценной социальной жизни, самого активного участия в коллективе, в сообществе. Личность – понятие социальное, младенец не рождается личностью. Формирование личности инвалида детства происходит в процессе социального воспитания. Музей-центр принимает участие в воспитании личности ребенка, подростка – будущего гражданина нашей страны.

Инклюзивный подход является основой программы «Равный среди равных», проект действует в Музее-центре «Преодоление» им. Н. А. Островского с конца 2010 г.

Месяц назад я вернулась из С.-Петербурга, где принимала участие в работе Круглого стола: «Ощущая пространство и время. Музейные программы для слепых и слабовидящих». Там я докладывала об опыте работы социокультурной реабилитации незрячих в нашем музее. На эту тему мы с Вами говорили в прошлом году в марте на специальном обучающем семинаре, организованном «Детским орденом милосердия». На сей раз затронем проблему инклюзии воспитания и социокультурной реабилитации глухих детей.

Поделимся опытом проведения мастер-классов на выставках скульптуры.

Участниками мастер-класса были наши давние друзья и соседи – слабослышащие и глухие учащиеся школы-интерната №22 (ныне ГБОУ Многопрофильный Лицей №1501, ул. Малая Дмитровка). Они – наши постоянные партнеры, умеют «читать» по губам, пользоваться слуховыми аппаратами, им помогают сурдопереводчики – воспитатели и преподаватели. Обычно в музей приходят 10-15 учеников, неслышащих и позднооглохших, с различной степенью заболевания.

Задолго до занятий наметили анималистическую тему – домашние питомцы, собаки. Заранее музейные работники подготовили столы, клеенки, скульптурный пластилин, все необходимые инструменты, а также поставили стенды – интерактивные доски, где разместили яркие изображения собак различных пород. В качестве наглядных пособий использовались фигурки деревянных, фарфоровых, керамических, гипсовых собак из частных коллекций научных сотрудников музея. Мы дополнили выступления скульпторов занятными историями про собственных Снупи, Рексов, Джеков. Дети слушали и лепили.

Первый раз мы провели мастер-класс на выставке скульптуры творческой мастерской Владимира Ефимовича Цигаля «Возвращение мастера. Учитель и ученики» в феврале 2014 г. Имя Цигаля давно известно в музее. Начинающим скульптором – студентом он пришел в мемориальную квартиру Николая Островского после войны. Здесь бывший фронтовик создавал дипломный проект – скульптурный портрет автора легендарного романа «Как закалялась сталь». Сейчас в зале находится скульптура В. Е. Цигаля «Н. А. Островский» (гипс тонированный), созданный в 1948 г.

Ученицы выдающегося мастера, работающие в монументальном жанре, Ольга Марьяновская и Ольга Колосова приняли приглашение провести мастер-классы на выставке, на фоне своих произведений. Дети могли познакомиться с работами своих новых педагогов, проникнуться их пластикой и мастерством. К глухим ученикам присоединился Александр Романов из Подмосковного г. Клин, слепой художник, профессиональный резчик по дереву. Сейчас его скульптуры экспонируются в одной из витрин зала «Преодоление». На протяжении нескольких лет он является партнером Музея-центра по выставочным проектам.

Упомянутые Александр Романов, Ольга Марьяновская, Ольга Колосова не только творили за одним столом с ребятами, они выступали в роли экспертов, находили достоинства и указывали на недостатки, легко устранимые, в каждой работе. Можно сделать вывод, что опыт индивидуальной творческой деятельности в коллективе под наблюдением мастера дал многое нашим юным талантам, а главное – удовлетворение от полученного результата, что и является конечной целью социокультурной реабилитации инвалида.

Следующий мастер-класс мы провели в 2015 г. Выставка проходила в Музее-центре под названием «Скульптура», в ней участвовали молодые талантливые авторы Кириллов Вадим и Курочкин Владимир.

Курочкин в студенческие годы преподавал в детской художественной школе и охотно принял наше предложение провести занятие на благотворительной основе. В доступной для детей форме он поведал о тайнах своего ремесла, о своих произведениях, представленных на экспозиции. Главное внимание он уделил писателям и поэтам.

Напомню, что выставка состоялась в 2015 г., объявленным «Годом литературы» в нашей стране. Неслучайно в зале были бюсты, торсы, статуи и скульптурные группы как российских, так и зарубежных литераторов, особый акцент мы сделали на знакомые детям вещи, популярные имена.

Так, в школе «проходят» на уроках литературы произведение А. П. Чехова «Каштанка», на внеклассном чтении — «Белолобый». Школьники пришли на занятие подготовленными.

Мастер рассказывал, как он создавал, ваял из бронзы скульптурный памятник Чехова. Писатель, уже не молодой, больной, кутается в пальто, рядом, у его ног, под скамейкой лежит собачка. Здесь же старшеклассники могли вспомнить чеховскую «Даму с собачкой», а посетители, побывавшие в Мелихове, в мемориальном доме писателя, наверное, не забыли рассказ местного экскурсовода о любимых домашних питомцах – таксах Антона Павловича.

Вылепленных животных ребята поставили на столе. Выше всех похвал оказалась собака, созданная глухим мальчиком из 7 класса. Как выяснилось, Саша занимается отдельно с учителем рисования, у него безусловные способности и, вполне возможно, он выберет творческую профессию в будущем.

Мастер-классы с учениками проходят несколько раз в год. Наши отношения с маленькими партнерами не стали обыденными, рутинными, напротив, каждая встреча становится праздником, который ждут как взрослые, так и дети.

Анализ занятия специалиста — социального педагога: занятие состояло из двух частей: теоретической и практической. Как известно, мини-лекции способствуют у ребят формированию умения концентрации внимания, восприятию на слух потока новой информации и хода логики, последовательности изложения материала. Эти умения помогут учащимся во время учебы в старших классах и вузах.

Практическое занятие в рамках мастер-класса не только приносит радость неслышащим детям, но и служит развитию воображения, их умению планировать свою деятельность, ставить цели и реализовывать их на практике.

Общение со скульпторами и с научными сотрудниками музея – людьми высокой культуры, имеющие опыт работы с детьми на принципах взаимоуважения и взаимодоверия, равноправия- все это позволяет создать особую атмосферу на занятии. Ученики младшей и средней школы стараются максимально раскрыть свои способности. Здесь они могут получить и закрепить позитивный коммуникативный опыт и реализовать свой творческий потенциал.

В заключении нужно констатировать, что мы идем с «Детским орденом милосердия» в одном направлении уже третье десятилетие, идем рука об руку «дорогами добра».

С. Ф. Корнеева

001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016