На старт! Внимание! Марш

8 февраля в Российской государственной библиотеке для слепых в рамках двухдневного модульного семинара был дан старт проекта “Мир в ладошках”

8 февраля в Российской Государственной Библиотеке для слепых (РГБС) мы дали старт проекту “Мир в ладошках”. Это проводилось в рамках семинара, который мы будем проводить модульно, в два дня.

Организатор конкурса и нынешний наш куратор – Комитет общественных связей и молодёжной политики города Москвы.

Мы долго ждали этого дня и очень испугались, что жуткий снегопад помешает нашим студентам и мастерицам присутствовать на открытии проекта и семинаре, потому что было очень сложно добираться до Библиотеки по таким сугробам.

Каково же было радостное удивление, что практически все пришли, да ещё и без опозданий, никого не пришлось ждать. А ведь половина участников проекта – люди пенсионного возраста, наши уважаемые бабушки-мастерицы.

Шестой год мы глубоко и серьёзно занимаемся проблемой изготовления тактильных рукодельных изданий для маленьких незрячих и слабовидящих москвичей. Мы передали более шестисот таких изданий в специальные образовательные организации, в том числе в РГБС.

Нашими главными партнёрами, да уже просто друзьями, стали упомянутые – Библиотека во главе с руководителем Еленой Васильевной Захаровой; Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы в лице заместителя директора Ольги Владимировны Егуповой, и, конечно, СПО-ФДО. И не случайно именно они давали старт нашему проекту вместе с руководителем Детского ордена милосердия Галиной Владимировной Никаноровой, которая в своем выступлении озвучила цели, задачи и идеи проекта.

– “Одной из целей мы ставим для себя – собрать команду друзей, единомышленников, чтобы и дальше помогать маленьким слепым и слабовидящими москвичам развиваться наравне с их сверстниками, у которых нет проблем со зрением”

Мы хотим создать новые тактильные издания по

заказу шести специальных общеобразовательных организаций.

Планируем изготовить напольные игры для малышей. Мы первооткрыватели в данном деле, но трудностей не боимся, так как собрали хорошую команду бабушек, студентов и экспертов. С такими нам море – по колено и горы – по плечу.

Наши исполнители – это коллектив обучающихся педагогических колледжа и вузов и пенсионерок-мастериц. Это одна из главных особенностей нашего проекта. Он собой объединит три поколения людей: детей, молодежь и женщин почтенного возраста. И каждый из них будет, так называемым, благополучателем. Дети приобретут тактильные издания, смогут адаптироваться к жизни в большом городе; студенты получат бесценный опыт в работе со слепыми и слабовидящими детьми, апробируют программы чтения уникальных рукодельных изданий, а бабушки – почувствуют себя важными и востребованными, сделают благое дело и насладятся его результатом.     

Организаторы семинара своим энтузиазмом и одухотворенностью увлекли даже тех  студентов-волонтёров и новых мастериц, у которых на лицах читался поначалу явный скепсис и недоверие происходящему. К концу дня все уже перестали смотреть за временем и не заметили, как быстро оно пролетело – настолько было интересно слушать специалистов и наших дорогих рукодельниц.

Участники семинара с огромным вниманием воспринимали всё: выставку прекрасных работ, созданных бабушками-мастерицами во главе с лидером клуба Аллой Александровной Луняковой;

Выступающие провели несколько демонстративных игр. Студенты-волонтёры узнали, как их можно проводить со слепыми и слабовидящими детьми. Лидия Дмитриевна Богачёва рассказала о том, как она делала книгу «Семья», Вера Евгеньевна Щукина эмоционально раскрыла секрет своей книги «Хвосты». Она создала в читальном зале РГБС невероятно задорную, теплую, семейную атмосферу, расположив к себе всех участников семинара. Евгения Парамоновна Столий показала чудесный ящичек, который знакомит ребёнка с домашними инструментами. Это невероятно филигранная работа, все были удивлены, насколько ювелирно она сделана.

Консультант проекта, Альбина Вильсуровна Саматова, познакомила собравшихся с особенностями формирования картины мира у детей с тяжёлыми нарушениями зрения.

Студенты-волонтёры под руководством игротехника Елены Юрьевны Карташовой вместе со своими руководителями волонтёрских отрядов Ириной Леонидовной Соловьёвой и Индирой Седрединовной Исмаиловой составляли игровые программы чтения на инклюзивных занятиях с детьми таких книг, как «Эмоции», «Репка». Оживление вызвала работа макета «Семья» студентов педагогического колледжа «Дорогомилово» Дерюгиной Екатерины и Томашевской Ксении под руководством Руденко Ирины Игоревны.

Новизной этого проекта является то, что студенты – будущие воспитатели, дефектологи будут иметь возможность практического использования тактильных изданий на интерактивных занятиях с детьми в инклюзивных группах. По окончании апробирования обучающиеся под руководством специалистов будут участвовать в разработке рекомендаций игровых программ чтения книг «Научим читать, играя!”