Чужих детей не бывает

Бабушка добрая, бабушка ласковая. У неё ловкие руки и складная речь. Это ценят воспитанники московских приютов. И потому никогда не пропускают занятия, которые так и называются — «Бабушкины университеты».

Делай, как я

57
баба Валя и баба Зоя ведут занятия с воспитанниками московского приюта «Красносельский»

56

 

Сегодня на занятии надо изготовить сувенирную куклу. Сувенирную — значит она будет так хороша, что её не стыдно подарить другу на день рождения. А хороша она оттого, что это авторская разработка бабушек-рукодельниц Валентины Владимировны Макаровой и Зои Ивановны Маликовой. Они — преподаватели на сегодняшнем занятии, и к своей встрече с приютскими детьми готовились всю свою долгую жизнь: изучали куклы разных времён и народов, подбирали нужные материалы, оттачивали приёмы работы. Всё это они сегодня продемонстрируют ребятам, а те постараются повторить.

Словно печка

Валентина Владимировна и Зоя Ивановна — те бабушки, которые не сидят дома. Они полны кипучей энергии, их души переполняют оригинальные идеи, которыми надо непременно поделиться с окружающими. Лучшая для этой цели аудитория — дети московских приютов. Не избалованные родительским вниманием, позабывшие или не знавшие собственных бабушек, они тянутся к этим симпатичным преподавателям, чувствуют, как от них исходит дополнительное тепло.

Бывает, мальчик (девочка) посреди занятия вдруг отложит работу, подойдёт к бабушке-преподавателю и прижмётся к ней. Просто так. Погреться. Или расскажет из своей непростой жизни что-нибудь такое, чего никогда и никому не рассказывал.

Круговорот

Занятия — раз в неделю, по средам. Сегодня в приюте «Красносельский» — кукла. В следующую среду Валентина Владимировна и Зоя Ивановна будут вести ту же тему в приюте «Крюково», а сюда, в «Красносельский», придут другие бабушки. Их тема — домашний этикет. Купят торт, заварят чай и будут в лицах разыгрывать чайную церемонию: кого и где посадить, кому что подать, с кем как разговаривать.

Ещё через неделю наши баба Валя и баба Зоя отправятся в приют «Отрадное». А здесь, в «Красносельском», новые преподаватели познакомят ребят с модной дисциплиной — карвингом. Это искусство оформления праздничного стола.

Так и будут они в течение года двигаться по кругу, обходя все приюты, подключая всё новых бабушек и обрастая всё новыми темами. Таких тем в головах многоопытных пенсионерок — море.

Два конца, два кольца

Валентина Владимировна только на вид проста и бесхитростна, а на самом деле — искусный педагог. Заметила, что малышка Кристина (ей всего семь лет) не знает даже, с какого конца взяться за ножницы. Специально села рядом. Показывает. Вот как отрезать нитку, а вот так — выкроить рукав для будущего плаща, заплести косичку, приклеить стразы. Кристина смотрит и повторяет. В конце концов оказалось: со своим заданием она справилась раньше всех, и её кукла — самая красивая.

Ликуя, Кристина подняла куклу над головой, чтобы показать всем окружающим, и едва не заплакала от счастья.

58

 

Раиса Попова
Сентябрь 2008г.

Как стать человеком?

Дети-инвалиды, сидя в колясках, перебрасывают друг другу воздушные шарики. «Лови!» Если удалось поймать — большая удача и бесконечная радость. А если шарик упал?

 

Добровольцы

Шарик упал — его поднимут и снова пустят в игру ребята в синих футболках. Они тоже участвуют в игре, точнее, руководят ею. На футболках написано «Школа взаимной человечности» Это очень необычная школа. Самая гуманная на земле. Её добровольно посещают ребята, неравнодушные к судьбе детей-инвалидов. Здесь их учат, как общаться с инвалидами: о чём говорить, как помочь, где погулять, в какую игру поиграть.

Сегодня — игровое занятие. Тема игры: цирк.

 

Друг

Вот выходит к детям ярко наряженный клоун. Рыдает в голос, слёзы — в три ручья. Клоун — это обычный школьник, но он уже два года занимается в Школе взаимной человечности, хорошо знает аудиторию.

— Что случилось? — спрашивает его директор цирка — тоже учащийся Школы.

— Хочу уйти из цирка, — сообщает, рыдая, клоун.

— Почему?

— Надоело.

— Ребята! — обращается директор к тем, кто сидит в колясках и внимательно следит за диалогом. — Разве бывает цирк без клоуна?

— Не бывает! — дружно отвечает аудитория.

— Вот видишь, — говорит директор клоуну. — Твоя профессия нужна детям.

Словом, уговорили клоуна остаться. Далее он весь урок переходит от коляски к коляске, даёт себя потрогать, подёргать за нос, рассказывает весёлые истории. Настоящий друг.

 

Вопрос — ответ

Ещё один персонаж цирка — Человек-вопрос.

Спрашивает:

— Верите ли вы, ребята, что слоны плавают?

Отвечать надо так: хочешь сказать «да» — поднимаешь большой палец вверх. «Нет» — палец вниз. Это важно в данной ситуации: у некоторых ребят, сидящих в колясках, есть проблема с речью.

К слову, на вопрос о слонах надо отвечать «да»: слоны хорошо плавают.

 

Выходят на арену силачи

Человек-мускул предлагает помериться силами. Две коляски ставятся рядом. Каждому даётся по воздушному шарику, рекомендуется крепко держать его в руках. И — начали! Задача: своим шариком, ударяя по шарику соперника, выбить его из рук, что не так просто. Нарастает азарт, горят глаза, пылают щёки. А тут ещё болельщики скандируют: «Давай! Давай! Шайбу! Шайбу!»

 

Летите, шарики!

Изящная стройная девочка спрашивает аудиторию:

— Кто хочет стать воздушным гимнастом?

Все хотят! И это вполне возможно. Сидя в коляске, подбрасываешь высоко над головой шарик. Когда он снижается — снова ударом руки отправляешь его к потолку. И так, пока не уронишь на пол.

После короткой тренировки проходят серьёзные соревнования: кто дольше всех продержит шарик в воздухе. Опять азарт, крики болельщиков.

 

В самое сердце

Почему мы так подробно об этом рассказываем?

Цивилизованность общества определяется отношением к инвалидам. Мы, россияне, по этому показателю стоим на одном из последних мест. Нашим инвалидам неуютно среди нас. Их не берут на работу, для них нет места в школе, в театре, в транспорте. Наше общество разделено: с одной стороны — здоровые, с другой — они. А так не должно быть.

Школа взаимной человечности — то место, где исчезает разница между ними и нами. Здесь все равны. Это очень важно, прежде всего, инвалидам — для их мироощущения. Но ещё важнее нам, здоровым людям: пуская инвалидов в свою жизнь, в своё сердце, мы становимся людьми.

 

Масштабы

Школа взаимной человечности создана и действует при Детском ордене милосердия, а он находится под эгидой Международного Союза детских общественных организаций. Заниматься могут все желающие — обычные школьники. Программа рассчитана на два года, по окончании выдаётся сертификат помощника социального работника.

Учредители Школы мечтают, что её филиалы откроются в каждом регионе России — только так можно решить проблему в масштабах страны.

 

Особая благодарность тем, кто своими силами и средствами помогает Школе:

* фонду Новая Евразия;

* Комитету добрых соседей Фонда Форда;

* Центру лечебной педагогики на улице Королёва в Москве.

Газета «Мир детей и подростков»,

апрель 2009 г.